С тех пор на грузовых путях станции работа кипит в любой день и в любую погоду: и в праздники, и в выходные, а порой и по ночам. У поездов, как известно, выходных не бывает, а есть только расписание.
На путях
На грузовых путях рядами стоят составы, с них цепляют контейнеры на крюки автокранов рабочие-стропальщики, снуют туда и обратно небольшие погрузочные машины, единым слаженным механизмом разгружают вагоны бригады грузчиков.
В очереди грузовые автомобили и фуры - одни из них поедут на склады, у других впереди сотни километров пути во все концы не охваченной железной дорогой республики.
Работа на этом участке - важное звено большого, стратегического дела - «северного завоза». Нашим гидом на погрузочно-разгрузочной площадке станции Нижний Бестях стал заместитель исполнительного директора компании по грузовой и коммерческой работе ООО «Ассоциация строителей АЯМ» Александр Кезля.
Александр Фёдорович - потомственный железнодорожник, второго такого человека, который знал бы о станции Нижний Бестях буквально всё, не найти. Он работал здесь, когда она строилась, был её первым начальником, сегодня в его масштаб деятельности входят все грузовые площадки на станциях ЖДЯ, среди которых станция Нижний Бестях - ключевой узел логистической компании «Ассоциация строителей АЯМ».
Как река уступила рельсам
«До недавних пор, - рассказывает Александр Кезля, - было два основных направления «северного завоза» - речное и смешанное железнодорожно-автомобильное. Львиную долю крупнотоннажных промышленных грузов перевозили речной навигацией. Но речная навигация по главной водной магистрали - реке Лене - сегодня переживает не лучшие годы. Если раньше по реке ходили караваны судов, сейчас даже отдельные «дальнобои» - редкость. Река в верховьях обмелела, а железнодорожный транспорт с открытием железнодорожных грузоперевозок до Нижнего Бестяха обогнал по мобильности и снижению затрат на перевозки не только речную навигацию, но и даже автомобильный транспорт».
Положительная динамика
К примеру, перевозка грузов с переработкой через станцию Нижний Бестях почти в два раза дешевле по многим номенклатурным позициям, чем перевозка автомобильным транспортом со станции Беркакит, и на 30–50 процентов дешевле, чем перевозка грузов по смешанной ж/д и автосхеме Беркакит – Томмот – Якутск. Заказчики это поняли сразу, и на сегодня основной поток грузов народнохозяйственного значения в Якутию обрабатывается на станции Нижний Бестях.
Причём динамика положительная и растёт с каждым годом. К примеру, если в первые пять месяцев 2018 года компанией было переработано 1497 вагонов народнохозяйственных грузов, то в текущем - уже 2206 вагонов. Неплохо обстоят дела и с контейнерными перевозками: в прошлом году в этот период было обработано 3728 контейнеров, в 2019 году – 3950.
Что радует - идёт не только завоз грузов в республику, но и загрузка вагонов, уходящих от нас. Через «Ассоциацию строителей АЯМ» с недавнего времени осуществляется завоз материалов для Нежданинского ГОКа. Назад через данное предприятие отправляется руда цветных металлов до станции Лесосибирск. Свою продукцию – цемент – правда, со станции Кердем отправляет АО ПО «Якутцемент». Есть и другие контрагенты.
Нелёгкий труд
Мы идём вдоль железнодорожных путей - с одной стороны идёт разгрузка вагона с мукой, с другой стороны бригада перегружает состав с металлическими болванками. Мастера погрузки вяжут их пучками, как карандаши, 25-тонный кран с лёгкостью перекладывает их в грузовой автомобиль. В третьем вагоне механический погрузчик цепляет сразу целые штабеля сухой строительной смеси. Её пришло много, в разгаре строительный сезон, а в этом составе как минимум на высотный дом, а то и микрорайон.
«Труд на грузовой не из легких, - объясняет мне Александр Фёдорович. - Особенно неквалифицированный, у грузчиков, оплата сдельная, у нас работают бригады из соседнего села Павловск, Нижнего Бестяха, есть даже ребята из Майи».
В перерыве общаюсь с парнями. По бугристым от мышц рукам и жилистым спинам видно, что это опытные грузчики. Они курят, смеются, один из них говорит напрямую: «В деревне, особенно зимой, с трудоустройством неважно, а здесь я знаю, что, отработав положенное, точно получу зарплату. Причём неплохую для нашего села».
«Как работодатель наша компания «Ассоциация строителей АЯМ», - поясняет Александр Кезля, - открыла для окрестных населённых пунктов и заполнила немало других штатных вакансий - это и водители грузовых машин, кранов, спецтехники, мастера погрузки, приемосдатчики груза и другие».
От навигации до ледовой переправы
«Работа у нас идёт круглый год, - продолжает он. - Самые напряжённые периоды связаны с рекой перед закрытием переправы весной и навигации осенью. Грузы, в первую очередь продукты питания, идут большим потоком. А в межсезонье грузопоток падает, можно выходить в отпуска. Хотя грузопоток не прекращается, идёт работа на правобережные районы, создаются складские запасы - компания располагает внушительной базой, открытыми площадками, большими и малыми складами».
Я прощаюсь с грузовой - местом, где ещё 20 лет назад стояла тайга, а сегодня вырос важнейший транспортно-логистический узел республики.