2024 год, зима, еду в поезде "Благовещенск - Алдан". 20 лет прошло после первого проезда пассажирского поезда в августе 2004 году от Томмота до Нерюнгри. Я, генеральный директор ОАО «АК «Железные Дороги Якутии», тогда был единственным пассажиром в поезде. Это была генеральная репетиция движения пассажирского поезда, по графику, по требованиям безопасности и максимального комфорта для будущих пассажиров. Проводники, начальник поезда, электромеханик, машинисты локомотива, дежурные по станции, связь, СЦБ, путь, мосты, водопропускные сооружения - всё проходило проверку. Железная дорога один из самых безопасных видов транспорта, но для этого всё должно работать безупречно. С 1 сентября 2004 года пассажирские поезда пошли по расписанию.
Поезд по нашему участку бежит веселее, скорость выше. Плавность хорошая. За окном метель, в вагоне тепло, чисто, уютно. Еду в плацкартном вагоне, на верхней полке. Радуюсь заполняемости вагона и всего поезда. В Нерюнгри много вышло пассажиров, но и не меньше прибавилось. Востребована железная дорога. Так почему же она не заходит в Якутск?
Люди, проживающие в регионах, где нет железной дороги, с тревогой относятся к её приходу - не сломает ли она привычный уклад жизни? Вспоминается сюжет замечательного фильма Отара Иоселиани «Древо желания» - та его часть, где говорится о приходе железной дороги в их благодатные земли. Аксакал задаёт вопрос себе и зрителям: - «А разве с приходом железной дороги не испортится воздух? А разве женщины смогут свободно пройти по улице? Лучше мы вот за ними поглядим», - и кивает в сторону пасущихся на склоне коров. Эти вопросы - с какой тревогой за родную землю они были сказаны в фильме, - вызывают у меня огромное уважение. Примерно такие же вопросы задавали мне жители якутского села на общественных слушаниях по приходу железной дороги в Нижний Бестях. Я и мои коллеги терпеливо объясняли преимущества этого вида транспорта. Потом один из участников взял слово и на якутском языке начал пояснять свою позицию. Его слушали внимательно, даже посмеялись в одном месте. Мне переводили смысл сказанного. Выступающий привёл пример строительства автомобильной дороги Большой Невер - Якутск. «В те годы мы тоже боялись последствий её прихода. А теперь попробуйте представить нашу жизнь без этой дороги», - сказал он. И жители с ним согласились.
Сегодня слушаю Главу Республики Айсена Николаева, Главу города Якутска Евгения Григорьева и недоумеваю, почему они не говорят о решающем значении железной дороги для Якутска, для развития экономики республики и города? Зато много говорим о строительстве вантового автомобильного моста, который мало что решит, а по объёму хлопот - превзойдёт все наши ожидания. Предполагаемый платный проезд для грузовых машин наверняка вызовет рост цен на товары народного потребления.
40 лет назад, когда считалось технико-экономическое обоснование строительства линии Беркакит - Томмот - Якутск, никто и мысли не допускал о долгой задержке железной дороги на правом берегу Лены, напротив Якутска. Железная дорога сходу должна была перейти Лену по совмещённому автожелезнодорожному мосту на левый берег, в Якутск. Был готов проект, прошёл экспертизу, никаких технических сложностей по строительству классического моста с пролётными строениями в виде ферм не было. Построенный в 2011 г. мост через р. Менда, с фермой длиной 154 м., тому подтверждение. Более того, были выделены деньги на строительство моста и подходов к нему, в 2012 г. предложено было республике получить эти средства в виде целевых субсидий и выступить заказчиком на этом объекте. Какие причины побудили тогдашнее руководство республики отказаться от этого предложения, непонятно.
Смотрим отчёт Счётной палаты Российской Федерации по проверке эффективности использования инвестиций на строительстве участка Томмот - Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск. В предложениях по результатам проверки пункт 11.1 написано:
- Правительству РФ поручить Минтрансу РФ проработать вопрос о продолжении строительства железнодорожной линии до г. Якутска с целью эффективного использования железнодорожной инфраструктуры построенной до ст. Нижний Бестях.
20 лет железная дорога перевозит пассажиров. В прошлом году перевезено 388242 пассажира. Это голоса за заход железной дороги в Якутск.
В этом году празднуем 50-летие с начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Как мудры были руководители страны, давшие старт грандиозному железнодорожному строительству в нелёгкий период! Сколько затем глупцов глумились над БАМом – «Это дорога в никуда».
Сегодня БАМ – опора поворота экономики России на восток и с этим уже никто не спорит.
Амуро-Якутская железнодорожная магистраль, сегодня определяется как главная, круглогодичная транспортная артерия Республики Саха (Якутия). И это тоже результат строительства БАМа.
В стране подъём железнодорожного строительства: БАМ-2, Северный широтный ход, Эльга – Охотское море, второй Северомуйский тоннель, мост через р. Амур, мост на о. Сахалин, высокоскоростная железная дорога Санкт-Петербург – Москва. Добавим к этому техническое перевооружение парка тепловозов, грузовых и пассажирских вагонов отечественного производства. И на этом фоне - игнорирование вопроса прихода железной дороги в Якутск по совмещённому авто-железнодорожному мосту и начало строительства линии Якутск - Магадан. Прояви Республика активность, какая была в 2002-2005 годах и эти объекты станут реальностью.
Заслуженный строитель России,
Кавалер ордена «Полярная звезда»,
Почётный железнодорожник РФ,
Почётный транспортный строитель РФ
Дудников А.Н.
Источник информации:
Информационное агентство SakhaTime
Первоисточник:
https://sakhatime.ru/society/80892/