Аукцион по поиску подрядной организации провело Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) с начальной стоимостью проекта в размере 1,95 млрд руб. из федерального бюджета. Как говорится в протоколе рассмотрения и оценки заявок агентства, на его выполнение кроме ЖДЯ также претендовало якутское объединение «Содействие развитию предпринимательства», но железная дорога предложила меньшую цену и выиграла аукцион.
Как сообщил «Гудку» генеральный директор ЖДЯ Василий Шимохин, строительство пускового комплекса необходимо завершить до конца 2018 года. Участок Томмот – Якутск (Нижний Бестях) протяжённостью 439 км с 2014 года находится во временной эксплуатации, и движение по нему ограничено. «Стройка шла более 10 лет, прежний подрядчик оставил много недоделок. Мы с этим объёмом справимся, но наиболее сложным является организационный процесс, проведение экспертизы промышленной безопасности и экологической. Когда проект разрабатывался, таких требований ещё не было. Нужно переделывать всю рабочую техническую документацию, на это потребуются месяцы, а большого запаса времени нет», – уточнил Василий Шимохин.
Компании предстоит отсыпать и укрепить земляное полотно, построить пассажирские платформы, служебно-технические здания и сооружения на участке Томмот – Кердем, обеспечить работу станции энергоснабжения, переустроить линии электропередачи и связи, а также магистральный газопровод Павловск – Майя.
Напомним, строительство пускового комплекса ведётся с 2005 года в рамках целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» на условиях заключённого инвестиционного договора. Его участниками и инвесторами являются Росжелдор (26,1 млрд руб.), Республика Саха (Якутия) (16,6 млрд руб.) и ОАО «РЖД» (4 млрд руб.) с общим объёмом 46,7 млрд руб. Генеральным подрядчиком с 2008 года была инжиниринговая корпорация «Трансстрой». Ввести в эксплуатацию железную дорогу планировалось в октябре 2013 года, но сроки переносились трижды. К 2014 году объект был готов только для временной эксплуатации, и ЖДЯ начали перевозить по участку грузы. Принять меры для полного завершения проекта правительству поручил президент Владимир Путин в октябре прошлого года на президиуме Госсовета. Поэтому в декабре прошлого года Росжелдор по решению Минтранса расторг государственный контракт, заключив с корпорацией мировое соглашение в суде. На тот момент «Трансстрой» проходил процедуру банкротства.
Теперь недострой перешёл к ЖДЯ, которые остро заинтересованы в завершении проекта. Использование участка даже в режиме временной эксплуатации уже даёт положительные результаты, говорит Василий Шимохин. За неполные четыре года через станцию Нижний Бестях переработано порядка 1,8 млн тонн грузов, и объёмы растут. В I квартале 2018 года перевозки увеличились на 8% (386,4 тыс. тонн), так как с января ЖДЯ перешли на более низкий тариф, рассчитанный по прейскуранту РЖД, то есть общероссийский. «Мы, как перевозчики, занимались не только текущим содержанием пути, обеспечением сохранности переданных объектов, но и провели организационно-технические мероприятия по подготовке инфраструктуры, локомотивного парка, персонала – машинистов, дежурных по станциям, составителей. То есть все наши подразделения готовы к пуску участка Томмот – Нижний Бестях в постоянную эксплуатацию», – отметил Василий Шимохин.
По расчётам Министерства транспорта и дорожного хозяйства Якутии, с вводом первой очереди железной дороги до станции Нижний Бестях провозная способность увеличится до 2 млн тонн ежегодно и начнутся пассажирские перевозки. При этом республика готовит и грузовую базу. Как отметил министр Семён Винокуров, уже сейчас существенно меняется схема завоза грузов железнодорожным, автомобильным и водным транспортом.
Функционируют склады переработки нефтепродуктов АО «НК «Туймаада-Нефть», и строятся складские комплексы. На завершающей стадии находится строительство объектов транспортно-логистического центра и складов переработки нефтепродуктов ОАО «Саханефтегазсбыт». Кроме того, Ленское объединённое речное пароходство строит в Нижнем Бестяхе грузовой терминал, который свяжет железнодорожные и речные перевозки, и предусмотрены отдельные склады для щебня, гравия, песка, угля и других грузов.
Елена Кудрявцева, Газета «Гудок»