Почему в Алданском районе одни котельные работают лучше других?

04.05.2018
Узнать ответ на этот вопрос, пожалуй, хотели бы многие жители Алданского и других районов. Ведь если алданцам, получающим тепло от других поставщиков, увы, приходится за зиму порядком померзнуть и понервничать, то счастливчикам, кому ресурсы поставляют котельные ООО «Ассоциация строителей АЯМ», остается довольствоваться комфортом на протяжении не то что отопительного сезона, но почти круглогодично.

Как же получается организовать эту работу так, чтобы и уголь горел, и трассы исправно доставляли тепло и воду в дома, на социальные и производственные объекты, и оборудование справлялось с невероятными нагрузками?!

Ответим: и просто, и очень сложно. Именно такое впечатление осталось после встречи с сотрудниками предприятия, отвечающими за производство тепловой энергии, которая произошла на одной из «фабрик тепла» - №1 или ПАТО, как называют ее в обиходе: заместителями исполнительного директора по производству А. В. Ивановым и тепловодоснабжению М. П. Мисюра, мастером котельной М. А. Рискиндом.

В Алданском районе у ООО «Ассоциация строителей АЯМ» пять котельных: по две в Алдане и Томмоте, одна в Якоките. Кроме того, есть еще пять так называемых производственных, работа которых фактически ограничена территорией одного объекта.

Котельные в Алдане и Томмоте работают по пятитрубной системе, то есть имеют возможность подавать горячую воду независимо от системы отопления.

Основным поставщиком твердого топлива для котельных ООО «Ассоциация строителей АЯМ» является компания «Колмар», ведущая добычу угля в Нерюнгринском районе, в том числе и добытый на «молодом» Инаглинском ГОКе. А сейчас на котельных Алдана и Томмота горит солнечный камень, доставленный с разрезов Красноярского края. Каждая котельная ООО «Ассоциация строителей АЯМ» оборудована закрытым углескладом, который защищает топливо от всех превратностей переменчивой алданской погоды. Так, на котельной ПАТО такое хранилище вмещает до 2,5 тысячи тонн угля. За объектами закреплен погрузчик и автосамосвал, также незаменимые участники жизнедеятельности этих объектов.

К слову сказать, подготовка к летнему ремонту котельных начинается задолго до окончания отопительного сезона – уже в марте, буквально как только отпустят холода.

Итак, отправляемся на котельную №1 «ПАТО».

Мощность этой «фабрики тепла» - 12,5 мегаватт. В сутки она может расходовать до 70 тонн угля, в зависимости от температуры наружного воздуха.

Протяженность трасс, тянущихся от котельной до потребителей, – около километров в разные стороны. Перепады высот на них – до 15 метров.

Тепло от нее получают жители первого и второго кварталов, части улиц Бертина и Слепнева, Космачева, 10 лет Якутии, Маяковского, а еще детские сады «Василек» и «Светлячок», школа №1, промышленные объекты ООО О «СРП», административное здание АК «Железные дороги Якутии», аэропорт и многие другие предприятия.

Работает «фабрика тепла» по двухконтурной системе, кроме того, коммуникационная сеть включает регулировочные пункты и узлы, позволяющие распределять тепло между домами. В котельной несколько блоков котлов, что дает возможность регулировать ее работу при разном температурном режиме, при необходимости выводить какие-то из них в ремонт.

Как же организована работа на одной из крупнейших в райцентре котельных в условиях, когда нехватка квалифицированных, желающих и умеющих работать специалистов – проблема многих жизнеобеспечивающих объектов? Кадровый вопрос, признаются мои собеседники, и на котельных ООО «Ассоциация строителей АЯМ», бывает, подчас стоит очень остро. Однако, если говорить о котельной ПАТО, коллектив здесь слаженный и сбитый, проверенный временем, основной состав работает не первый год. Есть и молодежь, и сотрудники солидного возраста. Люди, о которых говорят «Паганини в своем деле».

Заблуждением было бы думать, что уголь в ООО «Ассоциация строителей АЯМ» всегда исключительного качества. Случается всякое, говорят здесь. Однако продумана целая технология, дабы не упускать тепловой режим. Кроме того, множество усилий и наработок направлено на то, чтобы не терять драгоценное тепло. Трубы внутри котельной укутаны теплоизолирующим материалом. Воздух, который направляется на поддув в котлы, поступает в топку не холодным, а подогретым.

Говоря о коллективе, нельзя обойти вниманием и то, что практически во всех ее узлах и агрегатах есть вклад тех, кто здесь работает. После того, как к эксплуатации котельной 9 лет назад приступило ООО «Ассоциация строителей АЯМ» внешний и внутренний ее облик практически полностью преобразился.

Установленный на котельной резервный источник питания позволяет не останавливать ее работу в период длительного отключения электроэнергии. К слову, об электричестве. С бережным отношением к ресурсам предприятия, но без ущерба для потребителей расход его стремятся сделать более эффективным: на котельной установлены частотные преобразователи, регулирующие работу энергоемкого оборудования, не позволяющие ему работать вхолостую, а также дающие возможность осуществлять его плавный запуск.

Функционирование котельных на твердом топливе в соответствии с нормативными документами невозможно без установки системы золоулавливания. В качестве оборудования, используемого для очистки газов от содержащихся в них механических примесей, широкое распространение получили циклоны, они составляют 90% от всех установленных систем. Есть они и на котельной ПАТО – отдельный для каждого блока котлов. Устройства заводского производства местными кулибиными были адаптированы к условиям именно этой котельной. И теперь система задерживает до 70% вредных примесей. Или шурующие планки, обеспечивающие подачу топлива на решетку. В самые морозные дни они могут работать с периодичностью в полторы минуты, и, конечно же, быстро изнашиваются. Но это если речь идет о заводских конструкциях, которые не отличаются прочностью. Рабочие «патовской» котельной эти устройства изготавливают сами, и срок эксплуатации такой планки значительно увеличивается – служить она может целый год.

Вот и сейчас, когда до окончания отопительного сезона чуть меньше месяца, уже подготовлены к ремонту кое-какие элементы и конструкции. Так, только на работах по замене дымоходных коробов уже выполнено 360 метров сварных швов.

Кроме того, здесь готовятся осуществить еще один проект, который выведет на новый уровень работу «фабрики тепла». В ближайшей перспективе – установка двух котлов на газовом топливе, которые будут круглый год обеспечивать потребителей горячей водой.

Хозяйственное отношение видно во всем. Есть такое расхожее выражение: «грязно, как в кочегарке». Но после визита в котельную ПАТО, понимаешь, что здесь оно абсолютно неприменимо: несмотря на всю специфику работы объекта, внутри помещения весьма опрятно.

Много ли человеку нужно для счастья? В наших суровых краях мы привыкли довольствоваться малым. И одна из составляющих этого скромного перечня – тепло в доме и горячая вода в кране. И поэтому нельзя обойти стороной примеры тех, кто взял на себя ответственность за то, чтобы не мерзли на занятиях ребятишки, а в своих квартирах пожилые люди, чтобы с комфортом жили и работали алданцы, и с честью с этим делом справляются.

Источник информации:  Информационное агентство SakhaNews
Сайт источника:  www.1sn.ru
Первоисточник:  http://www.1sn.ru/209904.html
Автор:  Ирина Виноградова
Фото:  Андрей Галько

География деятельности ООО «Ассоциация строителей Амуро-Якутской магистрали»:
Алданский, Мегино-Кангаласский районы и г. Якутск, Республики Саха (Якутия), Зейский район Амурской области