Изменявшиеся экономические условия на протяжении почти трех десятков лет стали «проверкой на прочность» для компании, которая сегодня является многопрофильным предприятием, одним из самых заметных на территории района и продолжающим свое развитие по разным направлениям деятельности. О «рецепте успеха» ООО «Ассоциация строителей АЯМ» мы поговорили с исполнительным директором Егором Алексеевичем Фроловым.
– Основным видом деятельности ООО «Ассоциация АЯМ» изначально была и остается транспортная переработка грузов на железнодорожных станциях Алдан, Томмот, Нижний Бестях и их последующая доставка автомобильным и водным транспортом. Однако этим ведь сфера интересов общества не ограничивается?
– Основа работы предприятия – это транспортная переработка различных видов грузов, и на этом рынке мы стараемся быть лучшими. Кроме того мы определили для себя еще два приоритетных направления: самое перспективное на сегодня, но и энергоемкое и трудоемкое – производство тепловой энергии и горячей воды и промышленное и гражданское строительство. Все остальное – это сопутствующие направления. Мы выиграли тендер на содержание и очистку дорог от снега в Томмоте. Не так давно начали заниматься производством щебня, асфальтобетонной смеси, товарного бетона и асфальтированием дорог, являемся учредителями якокитского агрогородка, оказываем содействие развитию бизнеса, сотрудничаем с другими предприятиями всех форм собственности.
– Сегодня достаточно компаний и людей, которые пытаются заниматься транспортной продукцией. В чем ваш секрет успеха, чем ООО «Ассоциация АЯМ» так привлекательно на рынке?
– Во-первых, тем, что существуем уже 28 лет, у нас серьезная деловая репутация. Мы стараемся предлагать услуги такого качества и объема, которые позволяют нам быть привлекательными для партнеров. Во-вторых, правильно позиционируем себя - как одно из крупнейших предприятий Алданского района, которое непосредственно на этой территории осуществляет свою производственную деятельность, не занимается вахтой людей, в ООО «Ассоциация АЯМ» все работники – это местные хорошо подобранные, квалифицированные кадры. Мы присутствуем не только на рынке Алданского района, работаем в Мегино-Кангаласском районе, в Зейском районе Амурской области у компании есть производственный участок. Постоянно находимся в развитии, открываем различные виды деятельности, поэтому и чувствуем себя сегодня вполне уверенно.
– О каких объемах переработки грузов сегодня можно говорить, имея в виду технические возможности предприятия?
– Техническое оснащение предприятия позволяет осуществлять переработку до 2,5 млн тонн в год различных грузов народно-хозяйственного назначения, в том числе опасных, оказывать услуги в сфере логистики.
Для транспортной переработки грузов мы арендуем три железнодорожных тупика на станциях Алдан, Томмот, Нижний Бестях. Еще два собственных железнодорожных тупика с подъездными путями на станции Алдан предназначены для выгрузки народно-хозяйственных грузов и угля. В прошлом году предприятие переработало 3 882 вагона, или 215 673,539 тонны народнохозяйственных грузов. Хорошие показатели контейнерных перевозок - контейнеров переработано 9 180, что составило 156 969,661 тонны. У нас появились новые контрагенты и через «Ассоциацию АЯМ» осуществляется завоз материалов для Нежданинского ГОКа, назад отправляется руда цветных металлов до Лесосибирска.
Автопарк предприятия большой, и постоянно обновляется. Кстати, за последние несколько лет мы полностью перешли на отечественную марку КамАЗ. Приобретаем его у официального дилера ПАО «КАМАЗ» ООО «РариТЭК Авто Групп» в Нерюнгри. В целом за 3 года сотрудничества мы приобрели у них свыше 30 автомобилей различного назначения, в том числе седельные тягачи, самосвалы, краны-манипуляторы, автотопливозаправщики, автобетоносмесители, комбинированные дорожные машины. Помимо автотехники, у нас есть еще два сухогрузных теплохода грузоподъёмностью в 800 и 900 тонн и два самоходных парома грузоподъёмностью в 600 тонн каждый.
– Компания строит крупный логистический центр на станции Нижний Бестях. С чем связана его необходимость?
– Прежде всего с тем, что даже при самых низких температурах погрузо-разгрузочные работы на станции не будут останавливаться. Сегодня работа крана фактически ограничена. При температуре от -41 градуса гидравлика замерзает. Морозы, бывает, стоят неделями. Поэтому мы вынуждены строить большой теплый ангар. Он, конечно, теплый условно – температура в нем будет снижена на 4-7 градусов, но этого достаточно, чтобы техника работала. Также будут построены теплые и холодные склады, организовано контейнерное хранение. Уже отсыпана площадка для погрузо-разгрузочных работ, залит фундамент цеха. Осталось сделать металлокаркас, обшить его и поставить краны, они уже закуплены. В сентябре-октябре этого года мы рассчитываем запустить объект.
– Расскажите об участии «Ассоциации АЯМ» в проектах строительства трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан и газопровода «Сила Сибири».
– На строительстве трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан ООО «Ассоциация АЯМ» было главным переработчиком, в этот период мы перегрузили свыше 10 тысяч условных вагонов трубной продукции. После прихода на территорию района строителей газотранспортной системы «Сила Сибири», компания заключила договоры о сотрудничестве со всеми подрядчиками, занятыми в монтаже нити газопровода, на переработку техники и отправку вагонов. В октябре – ноябре 2017 года на станции Алдан мы разгрузили свыше 300 вагонов трубной продукции для строительства газопровода и транспортировали ее до базы временного хранения на станцию Селигдар.
– В собственности ООО «Ассоциация АЯМ» пять котельных – две в Алдане, две Томмоте и одна в Якоките.
– Совершенно верно. И будем строить еще шестую котельную – для обслуживания нового психоневрологического диспансера в Томмоте, строительство которого сейчас ведется. Слушания уже прошли, подрядчик на эти работы определен. Модульную котельную будем заказывать в г. Братске.
– Можно ли сегодня говорить о перспективах газификации котельного оборудования?
– Два года назад «Ассоциация АЯМ» стала заниматься проектированием газификации жилого фонда Алдана, мы создали новое предприятие ООО «Алдангаз», выделили три этапа газификации. Это подключение котельной ПАТО, второй этап - подключение всех остальных котельных и третий – выход на частный сектор. В прошлом году по городу нами были подготовлены фундаменты, сегодня ведутся переговоры о том, чтобы подрядчики протянули первый трубопровод до котельной ПАТО. Мы купили два модульных котла, которые будут работать на газу. В лето попытаемся их запустить и давать от них населению горячую воду. Хотим посмотреть, как это будет работать. Наше ноу-хау – первая газовая котельная в Алдане, она работает уже третий год, отапливает здание по ул. Октябрьской, 25. Это огромный плюс - не имея мастеров и кочегаров, давать тепло. Предел мечтаний в условиях нехватки надежных кадров! Есть, конечно, некоторые нарекания в случаях, когда происходит сбой техники или замерзает газ, но это временные трудности. Ведь если на котельных ребята по несколько раз в день устраняют аварии, то здесь разовые ситуации. Управляет котельной один специалист, причем, находясь дома. Он получает смс-сообщения о качестве поставки и из любой точки мира может также отправлять смс, чтобы снизить или повысить температуру.
– В последние годы часто поднимается вопрос качества поставляемого в район угля. Как вы решаете эту проблему? Ведь в отличие от других ресурсоснабжающих организаций претензий от жителей в адрес работы ваших «фабрик тепла» нет.
– Решаем проблему методом проб и ошибок. Основным поставщиком угля для котельных «Ассоциации АЯМ» является компания «Колмар», которая ведет добычу твердого топлива в соседнем Нерюнгринском районе, в том числе на Инаглинском ГОКе. Мы получаем и качественный уголь, и оставляющий желать лучшего. Пытаемся его смешивать, чтобы вывести тот состав, который бы нас устроил. Также мы доставляем уголь от Ужурской угольной компании с разрезов Красноярского края, но он другого класса.
– В первые дни января состоялась сдача нового многоквартирного дома в Алдане, возведенного силами ООО «Ассоциация АЯМ». Как давно компания на рынке строительных услуг и насколько успешна в этой сфере? Сколько сданных объектов на счету предприятия?
– Строительством компания занимается с того же времени, что и переработкой грузов, то есть фактически с момента становления предприятия в 1991 году. С середины 90-х предприятие начало набирать обороты в строительной сфере. На сегодняшний день на базе ООО «Ассоциация АЯМ» создан практически весь цикл производства, позволяющий предприятию экономить. Компания одной из первых открыла собственный завод по производству бетона и завод по производству ПВХ-изделий. В прошлом году мы построили здание второго растворно-бетонного узла. Производим металлочерепицу, различного вида ковку. А также камень, щебень. «Ассоциации АЯМ» принадлежит три карьера, причем, один - гранитный, на сегодняшний день единственный в республике. Качество выпускаемой нами бетонной смеси и самого производства щебня на высоком уровне. В частности, бетон с заполнителем из гранита, добытого и обработанного на карьерах «Ассоциации АЯМ», был востребован при возведении новостроек по ул. Октябрьской в Алдане и ул. Кирова в Томмоте.
В этом году у нас много строительно-монтажных объектов, которые требуют внимания. Мы выиграли торги по строительству подстанции в с. Амга. Объект серьезный, сроки строительства сжаты, до июня текущего года его необходимо сдать. Поэтому сейчас все наши силы и средства направлены туда.
– Как складываются отношения с муниципальными властями в рамках социально-экономического сотрудничества?
– Наша компания заинтересована в сотрудничестве со всеми муниципалитетами Алданского района. ООО «Ассоциация АЯМ» одним из первых уже 9 января, выйдя на работу, подписало соглашение о сотрудничестве с МО «Город Томмот», затем с муниципальными образованиями «Поселок Нижний Куранах» и «Город Алдан». Таким образом, в начале года мы определяем для себя приоритеты в работе, намечаем общие точки старта и цели для развития.
– Чем был интересен для вас 2018 год?
– Акционеры нас не трогали. А если серьезно, строительством нашего логистического центра в Нижнем Бестяхе. И в целом в связи с введением пускового комплекса Томмот – Н. Бестях был выполнен достаточно хороший объем работ, понятно, что большую часть мы производили собственными силами и для собственных нужд. Это отсыпка полотна, асфальтирование дороги между Томмотом и мкр. Алексеевском – из 4, 3 км мы уложили под асфальт 3 км дороги, осталось доделать 1, 3 км подъездной дороги до подстанции – это тоже был наш сдаточный объект, на котором мы долго и упорно работали. Ну и, конечно, ввод в эксплуатацию многоквартирного дома по ул. Гагарина, 10, который был построен в рекордный срок. Также сданы и построены два жилых дома по ул. Кирова, 16 и 17 в Томмоте. Достаточно большой объем работ был проведен в «Алдангазе»: построено газовое хранилище, введены в эксплуатацию две газовые заправки – в Алдане, на выезде по ул. Тарабукина, и в Томмоте, рядом с постом ГАИ. Они работают в круглосуточном режиме. И, конечно же, занимались асфальтированием дорог в Алдане. Неплохо сработал дробильно-сортировочный комплекс, выдавший свыше 115 тысяч кубических метров путевого щебня.
– Что сегодня в центре внимания компании?
– В этом году хотелось бы закончить строительство собственных объектов. Один из них – ресторан в Томмоте. Это очень интересный проект в виде домика в лесу, куда можно будет приехать отдохнуть с семьей. На втором этаже расположится гостиница, на первом – ресторан, рядом река, плавучее кафе. Мы закупили несколько катеров для водных прогулок. Стараемся делать так, чтобы жители района могли разнообразить свой досуг.
– Есть ли у компании новые идеи для проектов? Расскажите о планах на будущее.
– С 1 января 2019 года стартовала новая государственная программа по переселению из ветхого и аварийного жилья. И мы планируем в ней участвовать. ООО «Ассоциация строителей АЯМ» является членом Ассоциации Региональное отраслевое объединение работодателей «Саморегулируемая организация «Союз строителей Якутии» и одно из первых получило право осуществлять строительство, капитальный ремонт и реконструкцию объектов капитального строительства. И мы готовы заявить о себе как о серьезной градостроительной компании.