В 1985 году транспортные строители начали строительство железной дороги Беркакит – Томмот - Якутск. Не успев остыть от бамовских темпов строительства, они передислоцировались в Алдан и Томмот, будучи в полной уверенности выполнить директивные сроки строительства – прийти в 1991 году на станцию Правая Лена, возле станции Нижний Бестях.
Коллективы рвались в бой. Не беда, что техника была изрядно потрёпана в последние годы напряжённой работы перед стыковкой БАМа в 1984 году. Главное, люди, специалисты, получившие уникальный опыт работы, орденоносцы, передовики не растеряли боевой настрой и готовы были осваивать новые километры строительства.
В Алдан все подразделения заходили как равные к равным. Увидели богатейшие трудовые традиции золотодобывающих предприятий, поразились огромному вкладу маленького городка в Великую Отечественную войну. Оценили развитую систему образования, медицинского обслуживания. Свои вахтовые посёлки начали строить, не отставая – детские сады, школы, клубы, магазины, база ОРСа, полное благоустройство жилья, канализационный коллектор, очистные в Синегорье, больницы, великолепные производственные базы. Оценив по достоинству мягкий климат, северную природу, люди всерьёз задумались связать свою судьбу с городом Алданом навсегда.
Как гром среди ясного неба строители услышали в первый раз – закрылось финансирование строительства. Отмахнулись, не может быть в СССР, стране ударных строек, такого решения быть не могло. Потом ещё и ещё раз. А затем и считать бросили... Самые упёртые насчитали к 1988 году – 17 раз закрывалось финансирование. Это не могло не сказаться на темпах строительства и трудовых коллективах. Снизилась зарплата, начались задержки с ее выплатой, в отдельные годы они достигали полутора лет.
Московские структуры транспортных строителей требовали решения вопросов от федеральных властей. В трудном положении оказался БАМ, который в эти годы готовился к сдаче в постоянную эксплуатацию. Лишь настойчивость бамовцев помогла решить эту задачу.
Такую же настойчивость проявляли бамовцы, работающие на строительстве Амуро-Якутской железнодорожной магистрали. Но одной настойчивостью дело не сделаешь. Тогда между трудовыми коллективами и руководителями подразделений было достигнуто соглашение о том, что необходимо жёстко требовать финансирования, но не скатываться на забастовки. Это грозило неминуемой гибелью предприятий и потерей рабочих мест.
Солидарность, взаимовыручка, принятая на БАМе, понимание того, что если сами не включимся в свое спасение, требовала от руководителей действий. Начальники и главные специалисты мехколонн, строительно-монтажных поездов и других подразделений, видя объективную обстановку не могли принять оперативные решения из-за ведомственной подчинённости, финансовой несамостоятельности и неделями, а то и месяцами, решали вопросы через Тынду. Тогда-то и решили создать «Ассоциацию предприятий строителей АЯМа», посредством которой мог бы осуществляться постоянный обмен мнениями, выработка позиций, если хотите, политики для взаимодействия с ведомственным руководством в Тынде, в Москве, с региональным правительством, с федеральным правительством. И, конечно, предполагалась взаимовыручка в производственной деятельности, помощь друг другу ресурсами. Этот шаг руководителей совпал с инициативой комсомола сначала по созданию Штаба ЦК ВЛКСМ на АЯМе, а затем трансформация его в эту самую «Ассоциацию строителей АЯМ». Многие из комсомольцев сами были бамовцами. Получив «штабную» закалку, они готовы были действовать. Так, 8 февраля 1991 г. Постановлением Совета Министров Якутской-Саха ССР №69 была разрешена деятельность Ассоциации предприятий строительства Амуро-Якутской магистрали. Новая созданная структура, используя рычаги рыночной экономики, сразу показала свою дееспособность. Поначалу небольшие обороты не позволяли решать объёмные задачи, но оперативность, возможность решения точечных проблем снимала многие вопросы.
Молодые руководители «Ассоциации» не боялись браться за трудные задачи. Их опыт не сдерживал их, осторожность им не была знакома. Более того, за ними стояли старшие товарищи, готовые не только ставить задачи, но и реально помогать в развитии предприятия. За этими переменами стояли руководители предприятий транспортных строителей и Алданского района. Среди них Андрей Станиславович Шейн, Василий Владимирович Шимохин, Сергей Алексеевич Кузнецов, Владимир Иванович Фролов, Василий Иванович Тарасенко, Василий Ахатович Шарафутдинов, Анатолий Анатольевич Титов, Валерий Николаевич Кулаженко, Виктор Алексеевич Пересада, Сергей Васильевич Гремяко, Владимир Михайлович Богданович, Олег Владиславович Иванов, Александр Анатольевич Новиков, Виктор Васильевич Латынцев, Иван Тимофеевич Черный и Ваш покорный слуга - Александр Николаевич Дудников.
Эпоха бартера, тотальная невыплата зарплаты позволила «Ассоциации строителей АЯМ» в короткие сроки создать торговую сеть и решить проблему отоварки транспортных строителей продуктами питания. Затем наладили снабжение промышленными товарами. Брались и за новомодные виды бизнеса – «Кодак», «Ксерокс». И сам бог велел с началом движения во временной эксплуатации взяться за переработку грузов, идущих по железной дороге. Сегодня этот вид бизнеса остаётся одним из главных для коллектива «Ассоциации строителей АЯМ». Не забыта им и строительная специализация – крупные энергетические объекты, промышленные здания, жильё. Опыт участия в решении проблем ЖКХ в совсем недавнее время показал: во-первых – можно вести бизнес рентабельно, во-вторых – можно применять новые виды топлива – сжиженный природный газ, дающий высокие экологические стандарты и подготовку объектов и персонала к приёму «большого» газа от «Силы Сибири».
Время неумолимо. Прошло тридцать лет с момента организации «Ассоциации строителей АЯМ». Первые руководители ассоциации сами стали уже опытными производственниками и воспитывают себе смену.
«Ассоциация строителей АЯМ» не родилась с «серебряной ложкой во рту», как говорят в народе. Поисками, трудной работой достигнуты сегодняшние результаты, залог которых «бамовское» происхождение предприятия, умение за бизнесом видеть интересы территории, людей, проявлять заботу о решении социальных вопросов коллектива и населения. И я поздравляю всех специалистов, причастных к образованию этого Общества 30 лет назад, и тех, кто стал достойным продолжателем всех заложенных идей и традиций и сегодня развивает разноплановую деятельность «Ассоциации» по многим направлениям. Верные шаги были сделаны 30 лет назад, сегодня предприятие идет уже не проложенной тропой, а широкой дорогой. Успехи – налицо, и пусть их будет больше!
А.Н. Дудников,
Заслуженный строитель России,
Почетный железнодорожник Российской Федерации,
кавалер ордена «Полярная звезда»