Юрий Гораш - первый заместитель исполнительного директора ООО «Ассоциация строителей Амуро-Якутской магистрали», – персона на предприятии новая и весьма колоритная. Убеленный благородными сединами бывший горняк, настоящий строитель, за плечами которого внушительный трудовой стаж и серьезный багаж опыта и знаний в строительной сфере. Разговор с ним получился легким и непринужденным: собеседник рассказал о себе, о планах и формуле успешной работы и вообще – о жизни.
СЕРЬЕЗНОЕ ДЕЛО
Юрий Николаевич Гораш родом из Забайкалья – одного из старейших горнорудных регионов страны. Оттого, наверное, и не удивительно, что, выбирая будущую профессию, решил стать горным инженером. В те времена престиж этой профессии был очень высок. Горная промышленность развивалась, строились новые предприятия.
После успешного окончания Читинского политехнического института молодой специалист попал по распределению в Приаргунский горно-химический комбинат. Здесь, на крупнейшем уранодобывающем предприятии страны, в 1975 году начался отсчет трудовой деятельности горного инженера Юрия Гораша. «Хорошая была школа, хорошие учителя, серьезные мужики», – вспоминает Юрий Николаевич годы работы в комбинате, давшем молодому специалисту надежную и верную путевку на всю жизнь.
Отработав много лет в ГХК, он прошел практически все шахтостроительные работы, занимаясь реконструкцией стволов, строительством поверхностных комплексов, монтажом подъемного оборудования... Полученные навыки и знания стали для Юрия Николаевича фундаментом его дальнейшего развития.
Сменив шахту на кресло директора, Гораш почти десять лет возглавлял Читинский кирпичный завод. Затем много лет в качестве главного инженера трудился в строительно-монтажном тресте здесь же, в Чите. Продолжил свою деятельность уже на Дальнем Востоке, в Хабаровске, – управляющим СМТ 16 – филиалом акционерного общества «РЖДстрой».
Доработав до пенсии, долго засиживаться на месте не стал: опытному специалисту предложили работу в столице. Москва, рассказывает, встретила бешеным темпом многочисленных строек. Окунувшись в привычную стихию дорожно-мостового строительства, Юрий Николаевич приложил руку к строительству станций Московского центрального кольца.
Поработать в Якутии, делится Гораш, приглашали уже давно: еще в Хабаровске наслышан был об «Ассоциации строителей АЯМ». В прошлом году вновь получил предложение применить свои знания и многолетний опыт на строительных объектах компании. «И вот, чего-то уболтали!» – смеется.
Приехав в нынешнем январе в Алдан, осмотрелся… и остался. «Якутия – регион живой, развивается железная дорога, строятся ГОКи, – делится наблюдениями Юрий Николаевич, отвечая на вопрос, чем глянулся ему наш северный край. – Я сторонник того, что должна быть работа, должны быть крупные объекты строительства, которые будут обеспечены финансированием, подрядчик должен иметь хорошую ресурсную базу, что в «Ассоциации АЯМ» сегодня есть. Имея ресурсы, обрастая людьми, можно строить!».
ЕСТЬ, НА ЧТО ОПЕРЕТЬСЯ!
В этом году предприятие выиграло торги по строительству заходов ВЛ 220 кВ Нижний Куранах – НПС-15 номер 1 с отпайкой на ПС НПС-16 в РУ 220 кВ ПП 220 кВ Амга протяженностью 16 км, строительство ПП 220 кВ Амга (для ТП энергопринимающих устройств АО «ДРСК»). Стоимость объекта, заказчиком которого выступает ПАО «ФСК ЕЭС», составила 1,3 млрд рублей.
«Ресурсы, которые имеются сегодня в «Ассоциации АЯМ», позволяют задействовать их в полном объеме», – рассказывает Юрий Николаевич, отмечая, что львиную долю работ компания выполняет собственными силами, на отдельных видах задействованы подрядные организации, в частности, на монтаже линий работает местный подрядчик ООО «Северинвестстрой», а на монтаже оборудования заняты красноярские энергетики ООО «ЕРСМ Сибири». Планируется привлечь подрядчиков также при выполнении комплекса пусконаладочных работ.
Строительство подстанции 220 кВ в с.Амга началось в январе этого года и до 1 июля строительно-монтажные работы уже должны быть завершены. Территория подстанции составляет порядка 7 тысяч кв. м, для двухцепной линии ВЛ 220 кВ протяженностью каждой по 6,75 км строителям предстоит возвести 44 опоры. Посреди тайги, в 176 км от Алдана, где в скором времени появится новый мощный энергетический объект, вырос большой вахтовый городок, вовсю работает техника компании. В ежедневном режиме, отмечает Юрий Гораш, задействованы шесть самосвалов, четыре экскаватора, два бульдозера, три манипулятора, бетоновозы, семь бортовых длинномеров. Из планируемых семи тысяч тонн грузов на участок уже завезены пять тысяч тонн. На объекте сегодня трудятся 120 человек.
Параллельно, рассказывает Юрий Николаевич, «Ассоциация АЯМ» начинает работу по строительству подъездного пути для ООО УК «Колмар». Объемы на этом участке строительства тоже немалые – только в этом году предстоит подготовить 28 км верхнего строения пути.
В перспективах компании – дальнейшее участие в интересных проектах на территории Алданского и других районов республики.
«Люблю работу, связанную с техникой и оборудованием, и «Ассоциация АЯМ» дает мне эту возможность – заниматься любимым делом!», - говорит Юрий Гораш.