Как правильно проверить контрагента на добросовестность

18.09.2018
Выбор контрагента – задача непростая для предприятий и организаций. В современных условиях развития бизнеса в России, этот выбор является первоосновой для дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества.

В ООО «Ассоциация строителей АЯМ» имеется, наработанный с годами, опыт практического применения норм корпоративного права. Как это происходит на деле, поделился заместитель исполнительного директора по правовым вопросам Дмитрий Бузов.

-Дмитрий Сергеевич, есть ли какой-либо документ, где руководителям предприятий указывается на особые меры предосторожности при выборе контрагента?

- В соответствующем документе, Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», было введено понятие проявления «должной осмотрительности» при выборе контрагента.

- Цифровизация российской экономики неизбежна. Её задача существенно повысить эффективность деятельности компаний, страны в целом. Сейчас каждое юридическое лицо, чтобы идти в ногу со временем, использует различные информационные системы, программное обеспечение либо иные открытые и общедоступные источники информации. Каким программным оборудованием пользуетесь Вы и как оно используется в проявлении «должной осмотрительности»?

- С целью проверки добросовестности контрагента ООО «Ассоциация строителей АЯМ» с 2013 года использует программное обеспечение (система Контур. Фокус), разработанное ЗАО ПФ «СКБ Контур» г.Екатеринбург. Данная система позволяет проверить контрагента по следующим параметрам: общая сводка, исполнительные производства, картотека арбитражных судов, залоги, финансовая и бухгалтерская отчетность, государственные закупки, лицензии, участие в саморегулируемых организациях, проверки контролирующих органов, сайты, связи (актуальные, исторические, дальние), визуализация связей, конечные бенефициары, списки и наблюдение.

- Это программное обеспечение, но, согласитесь, человеческий фактор еще никто не отменял?

- Конечно. Также имеет значение комиссия, состоящая из профессиональных юристов, экономистов и аналитиков, которая занимается оценкой рисков и установлением финансового обеспечения при заключении договоров (соглашений) с контрагентом и участии в закупках в соответствии с законами ФЗ-44, ФЗ-223. При возникновении вопросов, требующих специальных знаний, приглашаются к участию сотрудники других подразделений организации.

- Не затягивается ли процесс с вмешательством такого количества специалистов?

- В нашем коллективе умеют работать оперативно, в т.ч. с применением мультивариантного подхода к анализу проблемы или ситуации.

- И все-таки, какие методы в работе использует Ваша команда для оперативной проверки контрагента?

- Для оперативного решения вопросов, запроса и обмена необходимой информацией рекомендуется использовать переписку в любом виде, сеть интернет, электронную почту, сервисы почты России, мобильные мессенджеры, и иные, предусмотренные законом, способы.

- В любом случае эта работа носит дистанционный характер?

- Каждому контрагенту – индивидуальный подход. Дополнительная проверка контрагентов и процессов, связанных с исполнением договоров, находящихся за пределами нашего региона осуществляется путём направления в служебную командировку сотрудников организации.

- Какие первоочередные документы должен предоставить Вам потенциальный контрагент, чтобы получить так называемый «вотум доверия»?

- На официальном сайте ООО «Ассоциация строителей АЯМ» - АЯМ.РФ размещён утвержденный перечень документов по должной осмотрительности, состоящий из базового и дополнительного комплектов, что значительно сократит время на проверку потенциальных партнеров. Особо важным является получение от контрагента заверенного, в т.ч. электронно-цифровой подписью, бухгалтерского баланса и отчёта о финансовых результатах с доказательствами их передачи в налоговый орган, с подтверждением даты отправки, извещения о получении, квитанции о приёме и наличия извещения о вводе сведений по электронным каналам предоставления документов, а также декларации по налогу на добавленную стоимость на последнюю отчетную дату, с доказательствами её передачи в налоговый орган и документами, подтверждающими оплату НДС (это в случае, если контрагент находится на общем режиме налогообложения). Руководствуясь внутренними корпоративными правилами, любое юридическое лицо самостоятельно может расширить перечень обязательных документов, которые должен предоставить контрагент.

- Получив запрашиваемые документы, можно сказать, что проявлена должная осмотрительность при выборе контрагента?

- Не всегда. Обращаю Ваше внимание, ещё на один интересный факт. Бывает, что и всего вышеперечисленного может быть недостаточно. В этом случае одной из сторон договора необходимо обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением имущественного характера к другой стороне. Решение суда будет обладать юридической силой, и иметь преюдициальное значение для контролирующих органов и им уже будет более затруднительно обосновать свою позицию о «не проявлении должной осмотрительности при выборе контрагента».

Резюмируя итоги нашей небольшой, но важной, беседы Дмитрий Сергеевич подчеркнул, что проявление должностной осмотрительности при выборе контрагента коррелируется с экономической целесообразностью заключаемых договоров и может способствовать снижению количества требований со стороны контролирующих органов.

Автор:  Ирина Петунина

Аренда
Офисные и торговые помещения в зданиях
Район:  Алданский
Населенный пункт:  Томмот
Адрес:  пер. Кооперативный, д. 2

Помещения офисного и торгового назначения
Район:  Алданский
Населенный пункт:  Алдан
Адрес:  ул. Космачёва, д. 3 "д"

Торговые помещения в здании ТЦ "Квартал"
Район:  Алданский
Населенный пункт:  Алдан
Адрес:  1 квартал, д. 9



География деятельности ООО «Ассоциация строителей Амуро-Якутской магистрали»:
Алданский, Мегино-Кангаласский районы и г. Якутск, Республики Саха (Якутия), Зейский район Амурской области